ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ - ПРОСТО

воскресенье

Лаврентий Аксенович Серяков. Гравер-академик

академик гравёр Л. А. Серяков (гравюра И.И. Матюшина с фото 1878 года)


Лаврентий Аксенович Серяков был родом из крестьян помещика Макавеева, Солигаличского уезда, Костромской губернии. Он родился в селе Холенкове 28-го января 1824 года. Отец Лаврентия Акееновича был сдан в солдаты, а потому и последний носил форму кантониста. Семи лет его обучили грамоте и пению. Когда же ему исполнилось девять лет, начальник дивизии во время царскосельских маневров обратил внимание на голос Серякова и перевел его в дивизионные певчие. В дивизионных певчих мальчику пришлось не легко. Помещались они в деревне, в восьми верстах от города Пскова, где была дивизионная церковь. Ходить на церковные службы приходилось нередко по грязи, жаре, а зимой по морозу и в вьюгу, разумеется пешком. На месте своего картирования певчие жили в холодной избе, спали на дворе или в риге, а питались чем попало. Кроме пения мальчиков учили чтению, письму и арифметике.

В 1836 году дивизионные певчие были зачислены в рядовые, но Серяков по недостижению 16 лет оставлен кантонистом и определен в музыканты; играл на кларнете и на флейте, но через два года у него обнаружилось кровохарканье. По просьбе матери назначить во фронт, его зачислили в 1-ю роту Псковского полубатальона кантонистов и определили в канцелярию писарем.


Файл:Alexander II of Russia engrave.jpg
Император Александр II



Здесь приходилось самому мыть пол, наравне с прочими, недосыпать ночей, ходить на ученье и в классы, испытать всю строгость аракчеевских правил, по которым допускалось замучить девять человек из десяти, чтобы этот десятый сделался образцовой машиной-писарем в каком либо карабинерном полку.
На действительную службу Серяков был зачислен в 1840 году. Его назначили учителем арифметики и рисования в батальоне кантонистов с жалованьем 12 рублей в год ассигнациями. В это время он считался уже весьма хорошим рисовальщиком и нарисованный им портрет государя Николая Павловича долго висел в классе, даже после отъезда Серякова в Петербург. Учительствуя, и оставаясь певчим, Лаврентий Аксенович в то же время исправлял должность фельдфебеля во 2-й роте. Непосильные обязанности заставили его обратиться к знакомому писарю в Департамент военных поселений, прося показать начальству образец его почерка.


Файл:Dolgorukov Vasiliy Lukich.jpg
Князь В.Л.Долгоруков

 Через два с лишним месяца Департамент вытребовал Серякова в Петербург, куда он и был отправлен по этапу. В столице Лаврентий Аксенович был зачислен писарем с жалованьем в 1 руб. 80 коп. в месяц, но из них вычитали на артель 1руб. 20 к., спать за неимением свободной койки приходилось просто на полу и самому стирать свое белье. В свободные дни Серяков усердно занимался чтением и рисованием. Раз в августе 1845 года во время ночного дежурства его застал за рисунком начальник топографов полковник Попов, который, посмотрев рисунок, заметил:

— Прекрасно сделано, да у меня не было ни одного такого топографа.

Рисунок этот был показан директору и Серякову велели готовиться к экзамену на топографа, на что дали всего два месяца.



Файл:Dolgorukov Ivan Alexeevich.jpg
Князь И.А.Долгоруков

Став топографом, Лаврентий Аксенович мало улучшил свое материальное положение, которое стало особенно тягостно, когда к нему переехала мать. Занятия перепиской давали всего 20 коп. с листа а иных занятий не находилось. Чтобы иметь даровое помещение Серяков принял подвернувшееся место дворника.



Файл:Biron Ioann Ernst.jpg
Герцог Э.И.Бирон

 

В 1846 году ему случайно попался листок французского иллюстрированного издания; его заинтересовало то, что рисунки были отпечатаны среди типографского набора. Сообразив, что каждая линия в рисунке сделана на доске рельефом, как типографские буквы, Серяков попробовал резать на куске березового дерева перочинным ножом. Его постигла неудача. Тогда в гостином дворе он купил более подходящего дерева и снова принялся за работу, вовсе не имея представления, как режут граверы.



Файл:Ioann Antonovich.jpg
Император Иоанн VI

 
Вырезав удачно рисунок, Лаврентий Аксенович обратился за заказом в магазин издателя Смирдина и встретился там с учителем Студитским. Последний заказал ему 12 политипажей для датской книжки «Путешествие вокруг света» по 3 р. за рисунок. Каждый рисунок Серяков резал перочинным ножом по несколько дней, с чрезвычайными усилиями. Заказчик остался доволен и заплатил вместо 3 р. по 5 р.

Не смотря на полное незнакомство с приемами настоящих граверов, самоучка Серяков выполнил многие из этих политипажей тонко и изящно, пожалуй, лучше даже опытных русских ксилографов того времени.


Файл:Lopuhina Nataliya Fedorovna.jpg
Статс-дама Н.Ф.Лопухина


 
Вскоре подвернулся случай скопировать план имения князю Одоевскому, на плане был раскрашенный герб, которым Серяков очень заинтересовался и весьма тщательно его отделал на своем плане. Когда же он представил князю свою работу, то тот пришел в восторг от исполнения и заметил:

— К чему было гравировать герб.

— Нет, это я пером сделал, отвечал Серяков.

— Неужели! Не может быть!

И подошедши к окну, стал тщательно рассматривать рисунок, а затем позвал жену и показал ей.

— Смотри! вот мы посылаем заграницу заказы рисунков для моих сочинений (рассказы дедушки Иринея) тогда как у нас в России есть свой гравер.



Файл:Volkov Dmitriy Vasilevich.jpg
Генерал Д.В.Волков



 Князь Одоевский познакомил его с издателем «Иллюстрации» Кукольником, который предложил ему работать для Иллюстрации и выписал для него граверные инструменты.

С того времени заработки Серякова увеличились (50 — 70 р.) и он отказался от места дворника. Тут уж начинается его знакомство с литераторами и артистами, и ему предсказывают блестящую будущность. Кукольник посоветовал Лаврентию Аксеновичу посещать Академию Художеств для усовершенствования в рисунке; доложено было Директору Департамента, но тот, призвав Серякова к себе, раскричался на него, за то, как он, солдат, осмелился думать об Академии. Кукольник написал докладную записку Военному Министру, при котором состоял чиновником особых поручений, подал ему во время доклада, когда тот ехал во дворец. В тот же день на записке рукой Императора было написано «согласен».



Файл:Kashkin Evgeniy Petrovich.jpg
Генерал Е.П.Кашкин



С Марта 1847 года Серяков начал посещать старшие классы Академии Художеств вольноприходящим: через 2 месяца его перевели из 1 в следующий класс, а еще через месяц в другой.

Целый день, а то и ночи, проводил он за работой, утром отправлялся в Академию, днем занимался дома гравированием для «Иллюстрации», вечером опять в Академию, а оттуда домой.

Государь однажды спросил о занятиях Серякова.

Серяков, осчастливленный этим вниманием, представил чрез Военного Министра альбом 15 гравюр, где находилась группа из 3 фигур, по 4 вершков величины, срисованная с натуры: солдат Кавалергардского полка в полной форме, унтер-офицеры Преображенского полка и Семеновского полка в походной форме: за эту работу он получил денежную награду.



Файл:Alexandr I engrave.jpg
Император Александр I

 

В 1853 году Серяков получил звание художника за исполнение гравюры на дереве «голова старика» Рембрандта в полнатуры. Император Николай Павлович посетив выставку, на которой была выставлена и в числе прочих и работа Серякова, остался очень доволен, и уходя сказал: — Надо его поддержать.



Файл:Leparskiy Stanislav Romanovich.jpg
Генерал С.Р.Лепарский

 В Августе 1854 года Высочайше разрешено производить Серякову жалованье по 150 р., а в 1857 году он получил место рисовальщика при Департаменте Главного Штаба.

В Мае того же года он приступил к выполнению программы на звание академика, гравюры «Неверие апостола Фомы» 12 вершков ширины и 14 вершков вышины. Для этой работы, которая обыкновенно требовала, пять и более лет, Государь приказал выдать Серякову 500 p.

«Неверие апостола Фомы» было готово к весне следующего года. Все знатоки восхищались прекрасным исполнением гравюры; находили, что ему могли бы позавидовать лучшие Английские граверы на стали. Однако звание академика на этот раз Серякову не дали, а Академия командировала его на год во Францию для еще большего усовершенствования.



Файл:Novitskiy Georgiy Vasilevich.jpg
Генерал Г.В.Новицкий

 

Во Франции Лаврентий Аксенович превзошел самых лучших граверов. Вместо года он пробыл за границей пять лет, объездил Германию, Швейцарию, Италию и Испанию. В Октябре 1864 года он был признан, наконец, академиком.

За границей и в России Серяков был завален работой. Между прочим, он гравировал портрет Императора Александра II для распространения в народе по дешевой цене. За эту работу ему пожаловали звание гравера Его Императорского Величества «во внимание к отличному таланту и заслугам по усовершенствованию в России гравирования на дереве».



Файл:Soloviev Sergey Mikhailovich.jpg

Историк С.М. Соловьёв. Последняя и незаконченная гравюра Лаврентия Серякова (голова Соловьёва — Л. А. Серяков, остальное — ученик Серякова И.И. Матюшин)






Лаврентием Аксеновичем выполнена масса всевозможных рисунков, основана школа гравирования, давшая талантливых граверов: И. И. Матюшина и Г. И. Грачева. В обыденной жизни Серяков отличался отзывчивостью и добродушием. Он был преданный и любящий сын. Старушка мать не расставалась с ним. Устроившись за границей в 1878 году на маленькой квартирке, Серяков выписал её из Петербурга в Париж, где вскоре и похоронил её. Смерть матери очень огорчила Лаврентия Аксеновича, труды и лишения, вынесенные им в детстве и молодости, расстроили его здоровье. Серяков умер в Ницце 2-го Января 1881 года.